Сергей Андреев: "Так и не понял, зачем приглашали в "Черноморец"

     Еще год назад мало кому из ростовчан могла прийти в голову мысль, что Андреев может тренировать какой-нибудь другой клуб кроме Ростсельмаша. Казалось, он призван вечно служить ростовскому футболу. Но Андреев - профессиональный тренер, а тренерский удел, как показывает практика, еще более непредсказуем, чем карьера футболиста. Получилось так, что Сергею Васильевичу пришлось поработать в новороссийском Черноморце, заниматься спасением клуба от вылета из высшей лиги. И кто знает, доработай он до конца сезона, покинули бы моряки элитную лигу, или нет. Сегодняшний наш разговор с Андреевым как раз об этом периоде его работы, к тому же, ростовским болельщикам интереснее узнать все, как говорится, из "первых рук". Поэтому бывший тренер Ростсельмаша согласился дать эксклюзивное интервью "Формуле Спорта".

Комплектование Черноморца по принципу "кот в мешке"

   - Сергей Васильевич, давайте начнем с самого начала. Расскажите, как вы получили предложение возглавить Черноморец, и все ли ваши ожидания в связи с этим оправдались? 
   Насколько я понял, предложение руководства принять клуб было довольно спонтанным. Когда я пришел, завал был полный: команда была полностью деморализованной, о физическом состоянии футболистов вообще трудно было говорить. Но, если честно, я даже не понял, зачем меня туда приглашали. Скажу больше: уволить меня должны были еще 25 августа. Меня приняли на работу 28 июня, а 25 августа я уже знал, что если бы мы проиграли Крыльям Советов, то мне пришлось бы уйти. Это нормальное явление, когда приглашают тренера и считают, что команда должна начать выигрывать даже не с завтрашнего дня, а уже сегодня? Но мы сыграли с самарцами вничью 0:0, поэтому моя отставка была отложена. Я не говорю, что со мной Черноморец остался бы в высшей лиге, но ведь я начал готовить клуб, когда чемпионат перевалил за экватор. То, что игроки - профессионалы, в этом нет сомнений, они поняли, что нужно приложить максимум усилий. Уже без меня Черноморец одержал несколько побед, в этом, наверное, есть и заслуга Дышекова, который стал исполняющим обязанности главного тренера. Но до этого в течение двух с половиной месяцев шла очень серьезная подготовка. Шла закладка физической готовности игроков. Это была настоящая "предсезонка". Я гонял футболистов буквально "до седьмого пота". И, в конце, концов, игроки "побежали", только произошло это несколько позже, чем мы планировали.
   - Бытует такое мнение, что само руководство клуба не очень-то хотело, чтобы Черноморец остался в элите...
   - Я бы так не сказал. Но через неделю, после того, как я стал главным тренером, начался дозаявочный период. Многие команды стали уже заявлять игроков, а мне нужно было еще их найти. Когда команда "горит" вокруг всегда крутятся так называемые "агентишки", которые норовят побыстрее продать футболистов и на этом заработать. Некоторых футболистов я просматривал одну тренировку, некоторых неделю, две. Это Беженар, Павлус, Кирюхин, Осипов. А вот других игроков, которых привозили агенты, нельзя было даже просматривать. Ситуация такая: или берите без тренировки, или он уезжает.
   - А камерунцы Чами и Эмбе?
   - Их тоже нельзя было просматривать. Мне говорят: "Один участник двух чемпионатов мира, другой одного". Ну и что! Я хочу просто посмотреть, как он бьет по мячу. Я был в цейтноте, поэтому пришлось, как говориться, "латать дыры". Вот так мы и "укреплялись". А с одним хорватом вообще произошла интересная история. У него вовремя не пришли документы, трансфер, и получилось так, что он поучаствовал в одной тренировке. После нее я сказал руководству, что и речи о его покупке не может быть: сажать в самолет и отсылать домой. Но, естественно, все свалили на меня - куда, мол, ты смотрел. Руководство мне говорит: "Твое последнее слово". Принцип агентов, привозивших игроков, был прост: или берите сразу без тренировки, или футболист уезжает. Я смотрю - деваться некуда, нужно кого-то брать. В итоге купили такое... Да, моя вина, но не только.
   Сразу скажу, когда пришел в клуб, у меня не сложились отношения с одним человеком. Не хочу называть его фамилии. Но мы сыграли четыре игры, и он начал мне предъявлять претензии, вас приглашали, чтобы сделать результат. Сокол, Спартак, Сатурн на выезде, Ротор дома. Наверное, хотели взять 12 очков! 
   - Из тех игроков, которых пригласили, кто произвел наибольшее впечатление?
   - Не могу сказать, что кто-то особенно выделялся. Но за те 10 игр, что я тренировал команду, у нас было всего два провала: Спартак (это и так понятно) и матч с Сатурном. Со Спартаком отдельная история. Тут нечего и говорить. Это счастье, что Спартак забив нам пять голов, остановился на 60-й минуте. Если бы они захотели забить десять, они бы забили. Сатурн, конечно, нас переигрывал, но четыре гола мы явно не заслуживали. Там вратарь такого наворотил...Бывают такие игры.
   Мы сразу укрепили заднюю линию купив Беженара, Кирюхина и Павлуса (последний играл опорным хавбеком). Сразу стали играть "на ноль", как, например, в Саратове. Дома перестали пропускать. В общем, плясать нужно от "печки", то есть, от обороны. В атаке, конечно, играть было некому. У меня был 18-летний нападающий Олейник 162 см ростом. Он очень талантливый парень, перспективный. Он заиграет, но большим голеадором не будет. Из него получится хороший крайний полузащитник - обвести соперника, прострелить - это его стихия.
   - По стилю похож на ростсельмашевского Андрея Акопянца?
   - Может быть. Вратарскую позицию не укрепили. Жидков из Анжи отказался, был еще вариант с немецким вратарем - не получилось. Брать новичков без тренировок было очень рискованно. Честно говоря, никому не пожелаю оказаться в той ситуации, в которой я оказался.

Бороться за "выживание" могут только мужики

   - Опыт спасения Ростсельмаша в 1995 году вам пригодился?
   - Тогда была совсем другая ситуация. Юлгушова освободили после 10-го тура, и у меня было впереди еще 24 игры. Всего одна команда вылетала из высшей лиги. Здесь же я принял Черноморец после 15-го тура. Наверное, руководство думало, что как только я стал главным тренером, очки команде в таблице должны начислятся автоматически.
   - Каково было отношение новороссийских болельщиков к вам?
   - На первой же тренировке я сказал болельщикам, что нужно работать вместе. Если они будут негативно реагировать на игру команды, то это никому пользы не принесет. В Новороссийске ходило человек по 50-60 только на тренировки. У меня с ними сложились хорошие отношения, ничего плохого я не слышал. Меня всегда приветствовали когда я покидал тренерскую скамейку, могу сказать, что отношения с болельщиками у меня сложились гораздо лучше, чем с руководством. У руководства появилась даже какая-то ревность, они удивлялись, зачем я выхожу, общаюсь со всеми, кому не безразлична судьба Черноморца..
   - Почувствовали разницу в условиях подготовки Черноморца и Ростсельмаша?
   - Не могу сказать, что база новороссийцев столь фешенебельна, но то, что по сравнению с ростсельмашевской это пятизвездный отель - это точно. Есть свое неплохое тренировочное поле, хочешь, тренируйся на центральном газоне, есть еще симпатичный стадион "Строитель", на котором выступает дубль. Все условия есть.
   - Из дубля Черноморца можно было кого-то пригласить в "основу"?
   - Ребята из дубля собственно и играли. Но это было не от хорошей жизни, поскольку это была не та ситуация, когда молодежи нужно было выбираться из низов таблицы. У меня играли Ершов, Тлисов, Зуев, Шевченко, Олейник. Но такой борьбы молодежь никогда не сможет выдержать, когда надо не только проявить мастерство, но и где-то вести себя по-спортивному нагло, даже по-хамски. Тут нужен мужской характер, сыграть, когда необходимо, на грани фола. Поэтому мы укрепились опытными игроками - Осиповым, Кирюхиным, но это защита, впереди же - пустота. Я надеялся на камерунцев, но они просто не выдерживают никакой критики.
   - На ваш взгляд, подготовка молодежи в Черноморце поставлена хорошо?
   - Должен сказать, что если они сохранят всех ребят, там ведь кроме вышеперечисленных есть еще Суродин, Микадзе, Дудник, то через два-три года многие из них вырастут в хороших футболистов. Олейник, вообще прогрессировал на глазах так, что даже я удивлялся.
   - Не могу не спросить про матч Черноморца с Ростсельмашем в Ростове. Вас удивило то, что Черноморец весь первый тайм просто возил ростовчан "носом" по полю?
   - Абсолютно не удивило. Эта команда играющая. Мы имели четыре стопроцентных голевых момента и ни один не реализовали. Был бы у нас хотя бы один номинальный нападающий, мы бы выиграли. Появился бы в команде раньше Орещук, он бы просто затолкал мяч в ворота.
   - Какие чувства испытали, выводя Черноморец против Ростсельмаша?
   - Сказать, что это был матч года, было бы преувеличением. Я - профессионал. Конечно, было приятно, что болельщики приняли хорошо. Но и устраивать обструкцию, думаю, мне было не за что. Я всегда делал только хорошее ростовскому футболу, как в составе армейского клуба, так и в Ростсельмаше. Только оголтелые дураки могут думать, что я делал плохо. 
   - Анатолий Байдачный, как-то отмечал, что прошлогоднее шестое место Черноморца ему руководство поставило в вину. Вы увидели заинтересованность начальства в том, чтобы в Новороссийске клуб боролся за высокие места?
   - Помню слова Байдачного: "Андрееву будет тяжело в Новороссийске, но не с футболистами, а с руководством". И в этом он оказался на двести процентов прав.

Ожидание работы и игры за ФК "Батайск"

   - Возвращаясь к концу прошлого сезона, после вашего ухода из Ростсельмаша, были какие-то предложения из других клубов? Ходили слухи, что вами интересовались Крылья Советов, Торпедо-ЗИЛ...
   - Звонили два клуба из первой лиги, но их интерес не был конкретным. Все было на уровне одного звонка, а дальше тишина.
   - Этой осенью вы успели сыграть за ФК "Батайск" в чемпионате области. Можете рассказать предысторию вашего появления на поле?
   - Президент "Батайска" Вадим Анатольевич Никулин - мой хороший приятель. Он предложил мне поиграть за клуб, показаться зрителям. Я согласился, поехал первый раз на игру в Гуково. А потом, когда меня уволили из Черноморца, Никулин снова пригласил меня, тем более, "Батайск" стал чемпионом области, выиграл кубок. Я получил огромное удовольствие, в Батайске на стадионе была спокойная, доброжелательная атмосфера, более 800 зрителей. Сидят болельщики попивают пиво, тут еще Андреев вышел. Я забил два мяча, за клуб со мной играли бывшие ростсельмашевцы Нечай, Ханкеев, Дядюк, Спандерашвили.
   - За Ростсельмашем в чемпионате следили?
   - Следил по прессе. Но ходил на матчи не всегда.
   - По чемпионату России что можете сказать? Закономерно то, что "выстрелили" "Крылья Советов"?
   - Самарцы заняли пятое место. Мне интересно наблюдать, как говорят: "Крылья выстрелили". А то, что мы в 98-м, заняли шестое место, а в 99-м седьмое, хотя за малым могли занять даже пятое место, если бы не проиграли один матч - об этом никто не вспоминает.
   - Вы согласны с тем, что ростсельмашевский клуб вообще обделен вниманием центральной прессы?
   - Наверное, но это вопрос не ко мне, а к вам журналистам.
   - Опыт с Черноморцем - это все-таки плюс как приобретенный опыт, или, обжегшись, вы больше не будете принимать команды, которые нужно спасать от вылета?
   - Дело в том, что никто не предложит тебе команду, которая занимает третье место. Да, обжегся, но каждый раз нужно индивидуально подходить к вопросу. Претензии от руководства Черноморца по результату поступили через 37 дней. В их понимании, я должен был через два месяца вывести клуб на 10-е место.
   - За еврокубками в этом году следите? В чем, по-вашему, причина очередного провала наших клубов на международной арене?
   - Наш чемпионат ведь не самый сильный. Кто-то говорит, что его уровень повышается, но это нужно доказывать в Европе.
   - Был слух, что в конце прошлого сезона у вас была договоренность с Андреем Федьковым, лучшим бомбардиром Сокола, о его переходе в Ростсельмаш. Это правда?
   - Дело было так. По окончании сезона он приехал на базу, я его пригласил в свой кабинет, спросил как дела, сказал, что у нас есть желание пригласить его в команду. Он сказал, что сейчас он даже вопросы никакие не рассматривает, потому что 20 ноября с ним должен рассчитаться клуб за весь сезон. Весь наш разговор занял ровно полторы минуты. Больше мы с ним не виделись, он не позвонил. 
   - Как вы думаете, появится ли в ближайшем будущем у российских клубов-середнячков возможность приглашать действительно хороших игроков и конкурировать с Москвой?
   - Как можно соперничать с Москвой, если 90% денежных средств страны находятся там?!
   - Но ведь, например, Самара смогла купить игрока сборной Югославии?
   - "Крылья" нашли очень хорошего спонсора, хотя как сказал Тарханов, в течение сезона даже у них возникали финансовые проблемы с "Сибирским Алюминием".
   - Можете раскрыть свои дальнейшие планы, может быть, есть какие-то предложения от клубов?
   - Работать, конечно, хочется. Но пока никаких предложений не поступало. 
   - Спасибо, и успехов вам.

Дмитрий Лазарев.

Сайт создан в системе uCoz